обращение к избирателям
Зульфия Гайсина
«Башкортостан будущего – территория права,
закона и справедливости»

Гайсина Зульфия Рифовнa

Кандидат на должность Главы Республики Башкортостан на Выборах 2019

Родилась в 1980 г. в промышленном городке Бакал Челябинской области.
Училась в Башкирской республиканской гимназии № 1 им. Рами Гарипова.
Закончила Институт права Башкирского государственного университета.

С 2002 по 2008 год работала в органах прокуратуры. В должности старшего помощника прокурора Мечетлинского района специализировалась на надзоре в сфере экономической деятельности и сфере соблюдения прав и свобод граждан.

С 2008 года ведет частную юридическую практику, специализируется на защите прав обманутых дольщиков. Организованы сотни публичных мероприятий в защиту прав граждан, более тысячи семей восстановили свои права на жилье

В 2017 году совместно с инициативными группами дольщиков основала Республиканское движение обманутых дольщиков «Лишние люди».
Мои университеты
В 2002 году я закончила юридический факультет Башкирского государственного университета и была принята на ставку старшего помощника прокурора Мечетлинского района, где курировала надзор в сфере экономической деятельности и соблюдения прав и свобод граждан, осуществляла обеспечение участие прокурора в гражданском и уголовном производстве.

За годы работы в прокуратуре я поняла, что сложилась система жесткой централизации, которая не дает самостоятельного развития личности. Зачастую это доводило ситуацию до абсурда. Либо ты беспрекословно, бездумно подчиняешься приказам начальства, либо ты чужой и выпадаешь из обоймы.

«Палочная система» ориентировала прокуроров не на реальную работу по защите прав граждан, а на улучшение статистики. Она не приемлет каких-либо перемен, а карьерный рост возможен только в том случае, если становишься ее исполнительным придатком. Поняв бесперспективность моей службы я уволились из органов прокуратуры.

Сегодня некоторые мои однокурсники и сослуживцы уже на высоких должностях, получают новые звезды на погонах, но я не вижу в их работе самого главного, для чего мы живем – полезности для общества. Работа должна приносить пользу не только тебе, но и тем, кто рядом.
Фото слева: Зульфия Гайсина, кандидат на должность Главы Башкортостана на выборах 2019
Справа сверху: Бакал, Челябинская область - родной город Зульфии Гайсиной. Справа снизу: Мечетлинский район, Башкортостан.
После увольнения из органов прокуратуры начала частную практику. И вот уж много лет я стою на стороне тех, кто не может добиться от государства уважения их прав. Все вместе мы ведем борьбу, часто долгую и изнурительную, но всегда неравную.

Во время работы в прокуратуре я была уверена, что если права людей нарушаются, суд обязан их защитить. Но потом, столкнувшись с реальностью гражданской жизни, я осознала, что наша система защищает людей формально.
К примеру, если даже мы получаем на руки положительное решение суда, то оно не будет исполнено.

Я была глубоко разочарована, когда поняла, что добиться справедливости в нашей стране практически невозможно, если пытаешься судиться с человеком, близким к властным эшелонам. Налицо факты коррупции, использование связей ради личной выгоды, бездействие и использование «телефонного права».

Все эти годы основным направлением моей деятельности является восстановление прав граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков. Казалась бы, такое специфическое направление, но оно вскрывает огромное количество проблем во всей системе государственного управления Республики Башкортостан.
Статья 17 (1) Всеобщей декларации прав человека
Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
Статья 40 Конституции Российской Федерации
Каждый имеет право на жилище.
Восстановление прав участников долевого строительства многоквартирных домов является одной из острейших проблем республики. Принято столько формальных мер, но проблем с дольщиками меньше не становится, точно так же как не снижается количество самих обманутых дольщиков. Основной причиной массовых нарушений прав дольщиков является преступное хищение привлеченных средств.

Зачастую при наличии оснований к привлечению виновных лиц к уголовной ответственности меры не принимаются, что порождает чувство безнаказанности. Только по возбужденным уголовным делам в республике предварительный ущерб составил более миллиарда рублей. Ситуация осложнена и тем, что застройщики в процессе своей хозяйственной деятельности признаются банкротами. Контроль за содержанием и выполнением мероприятий «дорожных карт» – слабый.

Мне есть что сказать о своей работе, я добилась положительных результатов по ряду проблемных новостроек республики: объектов ЗАО ИК «Простор», ООО «Башхимремонт», ООО «Геострой» и других застройщиков. Более тысячи семей восстановили свои права на жилье.

В 2017 году совместно с руководителями инициативных групп дольщиков разных объектов организовали Республиканское общественное «Лишние люди», провели три съезда и несколько крупных публичных мероприятий. Также постоянно осуществляем мониторинг основных сложностей, возникающих в решении проблем обманутых дольщиков в республике и в целом в Российской Федерации.

На безвозмездной основе я осуществляю юридическую помощь пострадавшим, в том числе формирую требования к органам власти, от исполнения которых зависит судьба объектов незавершенного строительства. В настоящее время продолжаю заниматься защитой прав и законных интересов граждан, пострадавших от неисполнения застройщиками своих обязательств по всей республике на безвозмездной основе.

По тем объектам, по которым нам удалось добиться результата, решения были крайне простыми и с самого начала люди предлагали провести именно те мероприятия, которые впоследствии и были реализованы государством. Но тысячи обращений, в течение одного, двух, а в некоторых случаях и более лет, игнорировались до тех пор, пока не начались активные протестные мероприятия со стороны пострадавших. Требования таких мероприятий в точности повторяли просьбы, звучавших в первоначальных обращениях к государственным органам. Если бы должностные лица, кому попадали эти заявления обратили на них должное внимание и проявили уважение к заявителям, было бы сэкономлено и время, и средства, и нервы людей.
Незавершенный объект строительства. Многоквартирный дом в ПФО (источник: Wikimedia)
Мой многолетний опыт правозащитной деятельности показывает, что для того, чтобы власти обратили внимание на проблему, абсолютно недостаточно написать обращение, жалобу или заявление с приложением подтверждающих документов. В подавляющем большинстве случаев в ответ приходят стандартные отписки, с припиской в конце о возможности обращения в суд.

Чиновничество самоустраняется. Обжалование же по инстанции не приносит результатов, поскольку никто не смотрит на существо, но все сводится к формальной процедуре проверки полномочий органа или его руководителя, соблюдения сроков рассмотрения обращения.

Все это сопровождается бесконечным хождением по кабинетам должностных лиц разного уровня. От отчаяния люди вынуждены прибегать к альтернативным способам защиты своих прав: от видеообращений к президенту до организации и проведения публичных мероприятий, и объявлений голодовок как крайней меры. И вот только после этого появляется шанс, что кто-то вникнет в проблему, прокуратура возможно проведет объективную проверку, полиция возбудит уголовное дело.

На самом же деле, изменить существующее положение в части защиты прав граждан можно.

Такая ли это нереальная задача: обеспечить четкое соблюдение всеми структурами государственного управления федерального и регионального законодательства исходя из принципов и положений Конституции Российской Федерации, где четко регламентированы основные права и свободы человека гражданина? Такая ли это нереальная задача: обеспечить предоставление государственной защиты тем, кому приходится обращаться в органы власти за помощью?
Глава Республики Башкортостан гарантирует реализацию прав и свобод человека и гражданина, защищает экономические и политические интересы, обеспечивает законность и правопорядок.

Это Конституция Республики.

Главное для меня полномочие Главы Республики – защита прав и свобод человека и гражданина.

Задачи выполнимые и реальные!
— Зульфия Гайсина, кандидат на должность Главы Башкортостана
Правозащита — основа государственности
Правовая защищенность гражданина в его противостоянии с государством служит показателем развития общества. Построение системы действующей правозащиты в современной России возможно только в ходе оптимизации всего государственного механизма.

В период социальных потрясений Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 года была принята «Декларация прав и свобод человека». 22 ноября 1991 года аналогичный документ под названием «Декларация прав и свобод человека и гражданина» был принят Российской Федерацией – правопреемницей СССР. С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году закрепился переход правовой системы к признанию и гарантированности прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности.

Конституция, как основа правового государства уже есть, но ощутимы ли ее плоды? Это закон или сборник анекдотов? Достаточно лишь взглянуть на уровень жизни рядовых российских граждан, на реализацию их конституционных прав. Критерии достойного уровня жизни не определены, а степень защиты хотя бы того, что есть, относительна.

Соблюдения законов можно добиться лишь реализуя основной принцип Конституции – принцип разделения властей: законодательной, судебной и исполнительной.
Фото слева направо: Дом Правительства Республики Башкортостан - высший орган исполнительной власти в регионе. Государственное Собрание (Курултай) - высший орган законодательной власти в регионе. Верховный суд Республики Башкортостан - высший орган судебной власти в регионе.
Я прекрасно понимаю, что «методички» о том, как должны себя вести вышеназванные ветви власти, приходят из федерального центра. Но есть единые для всех законы и нельзя допускать верховенства «методичек» над законом. Нельзя допускать того, чтобы суды автоматически вставали на сторону органов исполнительной и законодательной власти, не рассматривая дела по существу. В рамках своих полномочий я буду максимально пресекать подобную практику.

Полномочия Главы Республики Башкортостан я буду осуществлять для защиты прав человека на территории Республики Башкортостан. Единственное действенное средство добиться этого – обеспечение эффективности органов власти.

Российское правозащитное сообщество – это сообщество людей и организаций, которое сформировалось в середине 90-х годов ХХ века на основе советского диссидентства. В результате, правозащитное движение, вышедшее из штанов советского диссидента, не может существовать без «советского режима». Только в борьбе с авторитаризм и диктатурой оно черпает мотивы и силы для деятельности. В итоге к правозащитникам большинство россиян может относиться с подозрением и настороженностью, а к иным с уважением.

Как плоть от плоти, кровь от крови советского режима я точно также отчасти несу в себе эти идеологические клише. Но я не диссидент. Меня не интересует протест ради протеста. Можно стоять с плакатом на несанкционированном митинге, протестуя против принятия неправильного закона, а можно работать со СМИ, правозащитниками, депутатами чтобы был результат. Это разные способы добиться своего. Постоянная зацикленность на «борьбе с режимом» выводит правозащитников из позитивного пространства в негативное.
Я юрист по образованию и правозащитник по призванию.
— Зульфия Гайсина, кандидат на должность Главы Башкортостана
Правозащитники должны стремится содействовать государству в защите и продвижении прав человека и для этого взаимодействовать в своей деятельности с ним. Взаимодействие с органами власти и должностными лицами должно осуществляться на принципах равноправного диалога и партнерства.

Основные задачи современного правозащитника нацеленность на оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, содействие им в восстановлении нарушенных прав, осуществление превентивных мер по защите прав и свобод человека и гражданина, а также широкомасштабная работа по правовому просвещению.

В чем же заключаются профессиональные стандарты современного российского правозащитника?

Назовем эти принципы.
1
Защита прав и свобод
Соблюдение и защита прав и свобод человека – это «Альфа и Омега» содержания правозащитной деятельности. Все права и свободы человека равны и неделимы.
2
Независимость правозащитной деятельности
Правозащитники сами определяют характер взаимодействия с государством и другими институтами.
3
Взаимодействие с государством
Правозащитники содействуют государству в защите прав и свобод человека. Взаимодействие осуществляется на принципах партнерства.
4
Открытость
Правозащита должна быть максимальна открыта. Правозащитники публично предоставляют информацию о своей деятельности.
5
Отсутствие любой дискриминации
Все жертвы нарушения прав человека должны иметь равный доступ к помощи правозащитников независимо от пола, расы, религии, вероисповедания или политических убеждений.
6
Безвозмездная помощь
Извлечение прибыли не является целью деятельности правозащитников.
7
Неразглашение конфиденциальной информации
Правозащитники не вправе использовать в личных целях информацию, полученную профессиональным путем. Информация может быть раскрыта только с согласия лица, обратившегося за помощью.
8
Высокий профессионализм
Правозащитники должны постоянно стремится совершенствовать свой практический опыт и профессиональные знания.
9
Нейтральность
Стремление к политической нейтральности исключающей возможность влияния на правозащитную деятельность политических партий.
10
Уважительное отношение
Уважение частной жизни и личного достоинства. Тактичность, вежливость и доброжелательность общения.
11
Сотрудничество правозащитников
Правозащитники сотрудничают друг с другом и осуществляют обмен информацией для достижения общих целей и задач. В случае незаконного преследования правозащитника необходимы акции поддержки и солидарная защита.
Правозащитное сообщество в Республике Башкортостан разобщено. Правозащитники должны обмениваться информацией, сотрудничать друг с другом и организациями гражданского общества для достижения общих целей на основе принципов взаимоуважения и взаимопомощи.

До сих пор не сложилось конструктивного взаимодействия государственных структур и правозащитников. Существует и остро проявляется взаимное недоверие и даже враждебность. Однако это также не говорит о необходимости появления строя согласных вместо единство в разнообразии. Вполне также очевидно, что в дальнейшем понятие «права и свободы человека» должно быть освобождено от чрезмерной политизации.

Решением выше обозначенной проблемы стало бы создание Совета по правам человека при Главе республики Башкортостан. Создание Совета не дань моде, не самоцель, а стремление наладить действенный механизм коммуникации. Совет должен быть связующим звеном между властью, правозащитниками и общественными организациями.

Постулаты правозащиты Зульфии Гайсиной

→ Правозащитник – это не диссидент.
Не протест ради разрушения, но диалог ради созидания.

→ Правозащита – это люди, но не абстрактные идеалы.
Не разговоры о правах, но реальные нужды обычных людей.

→ Государство способно уважать своих граждан.
Не карать и принуждать, но вникать и помогать.
Важно поставить эту задачу.

→ Органы власти могут быть эффективными.
Не накапливание проблем, но планомерная ежедневная деятельность.

→ Суды – это не обслуга власти.
Не телефонное право, но уважение к независимости суда.
— Зульфия Гайсина, кандидат на должность Главы Башкортостана
Перестройка формата управления республикой
Когда у меня спрашивают, что я сделала для людей, я могу показать и показываю результаты по конкретным проблемам, по конкретным сотням и сотням людей, но у меня возникает и встречный вопрос – могу ли я явить чудо, будучи таким же как и все мы «заявителем, не обладающим властными полномочиями»?

Но я делала, делаю, и не отступаюсь от опубличивания существа проблем во взаимоотношениях граждан с государством. Заявляю – я намерена изменить формат управления республикой.

Гражданскому обществу надо чтобы его слышали, как раз это и показали обманутые дольщики.

Сейчас органы власти работают только из-под палки и только в экстремальных условиях массовых выступлений. Это дискредитирует все властные институты.

Это в корне неверно.

Люди не должны предпринимать то, что они вынуждены делать сейчас, чтобы заставить государство работать.

Сам порядок организации работы государства должен быть заточен на то, чтобы оценивалось существо проблемы, и она отрабатывалась в нормальном текущем режиме, но не в подходах экстремального преодоления. Ведь согласитесь, это совершенно нелепый стиль работы. Но стиль вполне реалистично менять.

Измерение работы на каждом участке госуправления несложно производить просто сопоставив характер обращения и ответа на него. Формализм виден невооруженным взглядом. На самом-то деле, совершенно нехитрые тесты это показывают. Нужна лишь воля заставить соизмеряться с этими тестами.

Зульфия Гайсина, кандидат на должность Главы Башкортостана на Выборах 8 сентября 2019
Когда проблема не решена и возникает вновь и вновь, это тоже видно. Но нет и не может быть никакой нужды доводить ситуацию до угрозы социального взрыва. Проблема не рассосется сама. Рано или поздно ею придется заниматься. Так почему бы сразу не выявлять места «заторов»?

Даже пресловутый искусственный интеллект может легко все это продемонстрировать, но и он не нужен, по большому счету. Достаточно знать, что проблемы людей видны и оставлены без внимания не будут. Позиция госаппарата должна быть простой: нормальное отношение к своим нормальным обязанностям. Ничего сверхъестественного, однако сейчас нет даже и этого.

Почему люди годами бьются головою о то, что в целом понятно, как решать? Почему действует только угроза чего-то радикально выходящего за привычные рамки? Совершенно нерациональная трата сил. Трата сил абсолютно всех, затронутых процессом, в том числе и сил самого государства. Я не вижу смысла оставлять все как есть. При переориентировании госаппарата ему же и самому станет проще работать. Работать легко, когда есть «вход» и есть «выход».

Сейчас чиновники работают только от яркой невозможности оставить проблему нерешенной. Сложилось такое положение дел, что единственным критерием неизбежности решения проблемы выступает выражение массовое недовольство граждан. Вместе с тем, совершенно очевидно, что критерии неизбежности могут быть различны.

Почему только возмущение граждан способно показать, что «вопрос назрел»? Нет. Есть и иные инструменты. Критерием необходимости реагирования являются и разные формы прогнозирования, и оценка критичности ситуации для каждого гражданина. И очень хорошо видны те, кто отказывается измерять свои задачи с позиции этих критериев.

Зульфия Гайсина, кандидат на должность Главы Башкортостана на Выборах 8 сентября 2019
Принуждать и подавлять наше государство умеет блестяще. И его чиновники прекрасно знают, что это такое. А еще им отлично известно, что от наличия критериев оценки стоящих перед ними задач до наложения на них кары – всего один шаг. Они это знают лучше, чем кто-либо иной. Не будет больше одного «реального» критерия – угроза акций гражданского общества. Будет система объективных критериев и прозрачность картины на каждом из участков государственного администрирования.

Система оценки ответов на обращения будет построена так, чтобы государственный аппарат думал не об имитации, но о том, чтобы использовать свои полномочия для того, на что он поставлен.

Да, всегда найдутся те, кто или ленив или нечист на руку. Но таких все же не большинство. Парадокс в том, что и сами чиновники нуждаются в том, чтобы их труд в масштабах целых ведомств протекал иначе, о чем я уже говорила выше.

Я не мыслю одними только категориями больших чисел.

Это для статистики «дольщики» представляют собой какую-то массу. В своей же работе я получаю доверие от конкретных людей. Мой мандат складывается из множества мандатов совершенно осязаемых пострадавших. Не нарушение прав как таковое и не крикливая правозащита, но ежечасный скрупулезный труд по каждой ситуации, по каждой уникальной ситуации, по каждой уникальной ситуации конкретного оставленного государством за бортом.

Другое дело, что проблемы больших коллективов, которыми я занимаюсь не первый год, высветили ненадлежащую настройку государственного аппарата и то, насколько неповоротлива вся система. На больших величинах я увидела, что ничто толком не работает.

В итоге же вся моя программа сводится к простому и понятному: поставить чиновника в такое положение, когда его имитационность приобретет четкие измерители и ему станет несладко от одной только мысли о таких измерителях.

Остальное приложится.

Не само, но мы уже сами сможем вместе добиваться того что должно. Мы сможем видеть результаты своего труда.
8 сентября 2019 года пройдут выборы Главы Республики Башкортостан.

Приходите на выборы. Это очень важно. Это то, что способен сделать каждый человек – для себя, для своих близких. Не оставайтесь дома. Не позволяйте другим решать за вас. Нас много. И мы победим.

— С уважением, Зульфия Гайсина
Кандидат на должность Главы Республики Башкортостан